Стоит ли отдавать ребёнка в школу с 6 лет?

06.03.2015 18:02

Дети, рожденные летом, до 12 лет несколько отстают в развитии от сверстников, появившихся на свет в остальные времена года, -утверждают ученые британской Образовательной исследовательской ассоциации. Возможно, их открытие поможет родителям решить непростой вопрос - стоит ли вести ребенка в школу в этом году или подождать еще годик.
В ходе эксперимента на скорость чтения, в котором участвовали более 7 тысяч детей, специалисты установили, что "летние" ученики читают медленнее, не всегда могут полностью сосредоточиться и часто отвлекаются.
По мнению исследователей, это связано с тем, что дети, рожденные летом, чаще всего оказываются самыми маленькими в общем школьном потоке. "Наш эксперимент наглядно иллюстрирует ошибочность общепринятого мнения: чем раньше ребенок пойдет в школу, тем быстрее он начнет развиваться и плодотворно учиться", - делает вывод Каролина Шарп, одна из исследовательниц.
По ее мнению, в Великобритании эта разница особенно заметна, так как обучение в младших классах начинается с 6 лет, когда разница в возрасте (даже в несколько месяцев) и, соответственно, в развитии наиболее ощутима. Положение усугубляется еще и тем, что учителя часто начинают "давить" на "летних" подопечных, требуя от них стандартного уровня знаний.
Результаты эксперимента показали также, что в наиболее благоприятных условиях находятся дети, рожденные между сентябрем и декабрем. Разница в развитии между ними и детьми, чей день рождения приходится на летние месяцы, начинает уменьшаться к 10 годам, но полностью сходит на нет только после 12.
Между тем у родителей есть свои резоны, чтобы отдать ребенка в школу с 6 лет. Вот результаты мини-опроса, который мы провели среди мам шестилетних ребятишек - постоянных читательниц журнала "Здоровье".
Ирина: "Мы давно решили, что Павлик пойдет учиться с 6 лет. Тогда у него будет время, чтобы после школы успеть поступить в институт и не попасть в армию".
Людмила: "Я с дочкой много занималась. Катюша очень развитая девочка, она "переросла" своих сверстников. Думаю, если оставить ее еще на год в саду, развитие может затормозиться".
Римма: "Считаю, что чем раньше Миша и Маша (они у меня двойняшки) вольются в стремительный ритм жизни, тем больше шансов у них будет оказаться востребованными и во "взрослом" мире".
Однако большинство медиков против школьного обучения детей с 6 лет. По их мнению, семилетний ребенок легче адаптируется к школе, потому что у него крепче иммунитет и нервная система.

- Представьте себе состояние шестилетнего ребенка, который пошел в школу, - предлагает родителям врач-педиатр Людмила Ивановна ДЯКОВА. - Он привык в саду бегать, прыгать, играть, спать после обеда, а в школе сразу попадает в совершенно другую обстановку. Вынужден полдня сидеть неподвижно за партой и внимательно слушать учителя. На переменах - шум, гам, много народа. Малыш чувствует себя растерянным и незащищенным. Скорей бы домой! Но после школы надо делать уроки. Поспать удается редко, а ведь дневной сон очень важен даже для семилетних детей - что уж говорить про шестилеток! Получается, что маленький школьник все время находится в напряжении и не может расслабиться. Это угнетающе действует на нервную систему - она испытывает стресс, на фоне которого "всплывают" самые разные болячки.
Исключение составляет лишь система обучения 1-4 (когда 3-летняя школьная программа "растягивается" на 4 года и режим дня первоклашек по сравнению с детским садом не слишком сильно меняется).
Елена: "Я сделала глупость, отдав дочь учиться с 6 лет - рано ей еще было. Настя хотела играть, а не заниматься, но я настояла на своем. Первые месяцы учебы были сплошным кошмаром. Гулять мы выходили только в 10 вечера, потому что не успевали делать уроки. Дочка плакала, перед школой стала жаловаться на боль в животе, тошноту. Несколько раз была даже рвота. Врач сказал, что у Насти невроз. С ней потом долго работал психолог, но окончательно проблемы не исчезли. 1 сентября Настя пойдет уже во 2-й класс. Но создается впечатление, что она просто смирилась".

"Я ХОЧУ ПОЙТИ В ШКОЛУ, ПОТОМУ ЧТО МАМА МНЕ КРАСИВЫЙ ПОРТФЕЛЬ КУПИТ!"
- Для "похода" в первый класс ребенок должен не только окрепнуть физически, но и созреть психологически. Психологической зрелостью мы называем мотивационную и волевую готовность ребенка к школе, - рассказывает психолог Ольга ПРОСТАТИНА. - Мотивационная готовность - это то, почему  ребенок  хочет  идти учиться. Некоторые дети сами говорят родителям: "Я не буду больше в сад ходить, мне там не интересно. Хочу в школу, чтоб меня научили хорошо читать и писать" или "Там будут рассказывать о всяких интересных вещах". Подобные фразы -свидетельство психологической зрелости.
А если чадо заявляет: "Хочу в школу, потому что учительница будет нам сказки рассказывать" или "Мне мама купит красивый портфель" - это признак того, что ребенок к первому классу еще не готов. Детей, думающих, что школа -примерно то же, что и детский сад, либо привлекаемых чисто внешней стороной торжественного события: цветы, форма, - ждет разочарование в дальнейшем. Может появиться даже ненависть к школе или панический страх перед ней со всеми вытекающими отсюда невротическими расстройствами.
Мотивационную готовность должна дополнять и волевая, -проще говоря, усидчивость. Проведите простой тест: понаблюдайте, может ли ребенок, занимаясь каким-либо делом, играя, слушая вас, оставаться внимательным и сосредоточенным в течение 35-45 минут. Да? Он готов к школе.

ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ: ВЕСТИ ИЛИ НЕ ВЕСТИ...
Можно ли дать универсальный совет: в первый класс -только с 7 лет?
- Нет, конечно, - считает доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Московской медицинской академии Олег Станиславович ГЛАЗЫЧЕВ. - Все это очень индивидуально. Кто-то в 6 лет совершенно готов к школе, а кому-то и в 8 еще рано. Учтите все: наследственность, атмосферу, в которой живет ребенок, состояние здоровья и его психофизиологическую зрелость. Окончательное решение отдавать ли шестилетку в школу принимайте не только в кругу семьи, а посоветовавшись со специалистами: педагогами, педиатром и психологом.

Стоит ли отправлять ребенка в школу в 6 лет?
61% Стоит. Раньше начал — раньше окончил, больше в жизни успеет.
39% Не стоит. Пусть лучше будет взрослее и умнее всех в классе.

Источник: опрос на сайте MHealth.ru, 6710 респондентов

Наталья Сафронова, учитель начальной школы высшей квалификационной категории:

ВОТ ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ. РОДИТЕЛИ УГОВАРИВАЮТ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ВЗЯТЬ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НЕ ПО ГОДАМ УМНОГО РЕБЕНКА, КОТОРОМУ НЕТ И 6 ЛЕТ. РЕБЕНОК УМЕЕТ ПИСАТЬ, СЧИТАТЬ, НА ВОПРОС О ТОМ, «СКОЛЬКО ЯБЛОК ОСТАЛОСЬ, ЕСЛИ БЫЛО 9, 2 СЪЕЛИ, 1 ПОТЕРЯЛИ», РАССПРАШИВАЕТ, ЧТО ЗА ЯБЛОКИ, КТО ПОТЕРЯЛ, И ВООБЩЕ ВЕДЕТ РАЗУМНЫЙ ДИАЛОГ. ТАК ВОТ, УЖЕ В 3-М КЛАССЕ ЭТОТ УЧЕНИК СОВЕРШЕННО ПОТЕРЯЛСЯ НА ФОНЕ ОДНОКЛАССНИКОВ: ОН ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ БЫЛ МЕНЬШЕ И СЛАБЕЕ ВСЕХ. ПРИЧЕМ СИТУАЦИЯ ОСЛОЖНИЛАСЬ ТАК, ЧТО РОДИТЕЛЯМ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕВЕСТИ ЕГО В ДРУГУЮ ШКОЛУ. ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ ОН УЖЕ НИКАКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ НЕ ДЕМОНСТРИРОВАЛ, НЕ БЫЛ ЛУЧШИМ В КЛАССЕ, БЫЛ ОЧЕВИДНО ЗАМКНУТЫМ ПОДРОСТКОМ. ПОЭТОМУ ОПЫТНЫЕ УЧИТЕЛЯ НАСТОРОЖЕННО ОТНОСЯТСЯ К СЛИШКОМ ЮНЫМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ: ДОПУСТИМ, РОДИТЕЛИ ПРЕКРАСНО С НИМИ ЗАНИМАЛИСЬ И ПОДГОТОВИЛИ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НО САМИ ДЕТИ НИ ФИЗИЧЕСКИ, НИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НЕ ГОТОВЫ К НОВОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ВО МНОГОМ СТРЕССОВОЙ. ГОД — ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ РАЗНИЦА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ, КОТОРАЯ УЖЕ КЛАССУ К ТРЕТЬЕМУ МОЖЕТ КРАЙНЕ НЕГАТИВНО СКАЗАТЬСЯ НА УСПЕВАЕМОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМФОРТЕ УЧЕНИКА.

Южнокореец Ким Ун Ён в 4 года знал четыре языка и решал сложные математические задачи. К моменту, когда обычные люди оканчивают школу, Ким уже имел ученую степень. Сегодня ему 50 лет, он — обычный университетский преподаватель.

Светлана Морозова, практикующий психолог:

ЕСЛИ РЕБЕНОК К 6 ГОДАМ ДОСТАТОЧНО РАЗВИТ (УМЕЕТ ЧИТАТЬ, РИСОВАТЬ БУКВЫ, СКЛАДЫВАТЬ-ВЫЧИТАТЬ И ПРОЧЕЕ), ТО КАКОЙ СМЫСЛ ЕМУ СИДЕТЬ ДОМА ЕЩЕ ГОД? ТУТ ВАЖНО НЕ ПРОПУСТИТЬ МОМЕНТ, КОГДА У РЕБЕНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, СТРАСТЬ К ПОЗНАНИЮ. НЕ ТО В 7 ЛЕТ ОН БУДЕТ ЗНАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, А В ШКОЛЕ ЕМУ БУДУТ ПОКАЗЫВАТЬ, КАК БУКВЫ ЧИТАТЬ: ЕМУ БУДЕТ НЕИНТЕРЕСНО, НЕ БУДЕТ СТИМУЛА ПОЗНАВАТЬ, ПЛЮС ОН РЕШИТ, ЧТО ЕМУ ВСЕ ЛЕГКО ДАЕТСЯ, И ПОСЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТОЧНО СТОЛКНЕТСЯ С ТРУДНОСТЯМИ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, У РЕБЕНКА В 6 ЛЕТ МОГУТ БЫТЬ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫ ДАЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (НАПРИМЕР, СПОСОБНОСТЬ УСИДЕТЬ 35–45 МИНУТ ЗА ПАРТОЙ). НЕ ГОВОРЯ УЖ О ЛОГИКЕ, УМЕНИИ ОБОБЩАТЬ, СТРОИТЬ АССОЦИАЦИИ. И МОЖЕТ ТАК ОКАЗАТЬСЯ, ЧТО МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ОН В 7 ЛЕТ УСВОИЛ БЫ ЗА 5 МИНУТ, В 6 МОЖЕТ НЕ БЫТЬ УСВОЕН ВООБЩЕ. А НАВЕРСТЫВАТЬ ВСЕГДА СЛОЖНЕЕ. ТАК ЧТО РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ ТУТ — ГРАМОТНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ШКОЛЕ, КОТОРУЮ МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ЛЮБОЙ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ.

6 лет — возраст, в котором дети начинают ходить в школу в большинстве европейских стран. В Северной Ирландии учеба стартует в 4 года; в Великобритании, на Кипре и на Мальте — в 5 лет; в Прибалтике, Болгарии, Финляндии, Швеции, Сербии, Польше — в 7 лет. В российские школы по закону берут ребенка, которому уже исполнилось 6 лет и 6 месяцев, но еще нет 8 лет.

___________________

Источник: