Детские страхи
Разделы статей
Бизнес консультирование
Семейная психология
Методы психотренинга и релаксации
Детям и подросткам
Мужчина и женщина
Спортивная психология
Женская психология
Детям и подросткам
Стать принцем, никогда не поздно
Учите ребенка выражать свои чувства словами
Как помочь ребенку поверить в себя и открыть свой талант
Откуда берутся детские страхи и как с ними справляться
Воспитание мальчика и девочки
Папочка, ты мне нужен
Советы родителям
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе
Советы которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало
Советы родителям в подготовке детей к школе
Как научить ребенка быть внимательным к окружающим
Как преодолеть разногласия по вопросам воспитания
Стратегия воспитания без применения наказаний
Заповеди разумного воспитания
Десять причин не шлепать ребенка
Роль отца в развитии ребенка
Откуда берутся детские страхи и как с ними справляться
Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Ни в коем случае нельзя показать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между вами и малышом установится взаимное доверие. На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые свойственны тому или иному возрасту:
от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий звук и быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки;
в 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 года и у мальчиков до 3 лет;
от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, звук пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание или одевание, смена обстановки, высота. Многие дети боятся душа, а также отверстия для стока воды в ванной;
в 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх исчезает в 2,5 года, при отсутствии неблагоприятных факторов.
в 2 года - боязнь неожиданного появления резкого звука, боли, высоты, одиночества. Может возникнуть страх перед животными, транспортом;
источник страхов у детей до 3 лет - отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение распорядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик, ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх закрепится. Детские психологи рекомендуют определять детей в садик либо до 1,5 года, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей.
В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания);
дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители решают, что их ребенок не так мал, чтобы спать с родителями, и выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него немало. Проявляются эти страхи в боязни сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей, воображаемые чудовища, приведения, которые прячутся под кроватью или в шкафу);
в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается его и его семьи. Кстати, именно в этот период дети довольно часто переживают первую семейную утрату – начинает из жизни уходить старшее поколение;
в возрасте 7-8 лет прежние страхи смягчаются, но появляются новые. Дети младшего школьного возраста начинают бояться вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Рождаются страхи, связанные со школой: боязнь опоздать в школу, получить плохую оценку;
дети после 8 лет больше всего боятся смерти родителей. Страхи растут.
Детские страхи бывают: возрастные и невротические.
Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития.
Поводом их возникновения являются:
• Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи (такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания.
• Тревожность в обращении с ребёнком.
• Избыточное предохранение от опасности.
• Большое количество запретов.
• Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
• Психологическая травма типа испуга, шока.
• Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей.
• Конфликтные ситуации в семье.
• И т. д.
В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и тревожность родителей, и работать нужно не с ребенком, а с родителями, чаще мамами и бабушками. Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей. Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке - самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.
Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:
Ночные страхи детей, Страх перед школой, Страх совершить ошибку, Страх спать без света или одному, страх темноты
Основной прием в работе со страхами у детей - это снятие у ребенка страха перед страхом.
Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца - проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца ("вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!"), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой - это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.
Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: "Страх - это не страшно", "Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно", "Страх нам помогает, страх заботится о нас", "Свой страх нужно принять" - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.
Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.
_____________________
Источник:
- Детский врач
- Психологическая консультация РАВНОВЕСИЕ
- ПСИХОЛОГОС энциклопедия практической психологии